Этапы разработки программного обеспечения. Внедрение и сопровождение

Процесс производства ПО основан на созданном в компании «Новософт» стандарте Software Engineering Process (SEP). Процесс Novosoft SEP основывается на Rational Unified Process и содержит 4 основных стадии разработки программного обеспечения: начальную, уточнения, конструирования, передачи и сопровождения. Такой подход позволяет Заказчику и команде разработчиков контролировать при разработке ПО этапы выполнения проекта. Ниже приводится краткое описание всех стадий разработки ПО в течение жизненного цикла проекта:

Начальная фаза

 

Цель начальной стадии разработки ПО — определить границы системы и собрать требования высокого уровня. Эксперты "Новософт" изучают бизнес-цели проекта, анализируют предметную область деятельности и требования Заказчика, создают техническую документацию. Разрабатываемые документы поступают к заказчику на утверждение.

На основании сформулированных задач разрабатывается предварительная архитектура системы, включающая предложения по выбору технологий и аппаратного обеспечения. Заказчику предлагается предварительный план разработки ПО, а также оценка его стоимости.

На начальной фазе проекта команда разработчиков совместно с инженером Novosoft SEP уточняет стандартный процесс разработки с целью максимально эффективизировать этапы реализации проекта.

Подлежат сдаче:

  • предварительный план проекта с оценкой стоимости работ;
  • предварительный план разработки ПО, включающий план управления требованиями, организацию проекта, план конфигурирования и управления изменениями, план управления риском и план контроля качеством;
  • утвержденные документы по проекту.

Фаза уточнения

 

Цель фазы уточнения - создать архитектурную основу системы. Технические специалисты "Новософт" моделируют и тестируют несколько подходов, чтобы определить, какой из них наилучшим образом отвечает бизнес-целям Заказчика и требованиям к системе.

По завершении этой фазы разрабатывается каркас системы, который затем будет детально наполняться вплоть до создания финального продукта. В фазе уточнения Заказчику предоставляется на утверждение один или несколько прототипов различного сорта (пользовательских или функциональных интерфейсов).

В конце этой фазы план проекта содержит точные временные и стоимостные оценки всех стадий разработки ПО, в соответствии с требованиями и выбранной архитектурой.

Подлежат сдаче:

  • уточнённый план проекта с графиком этапов разработки ПО;
  • полная спецификация требований к программному продукту;
  • прототипы функционального и/или пользовательского интерфейса;
  • план тестирования;
  • уточнённый план разработки ПО;
  • утвержденные документы по проекту.

Фаза конструирования

 

Цель фазы конструирования — создание финального продукта (полнофункциональной информационной системы). Основываясь на выбранной архитектуре и технологиях, команда разработчиков (программистов, дизайнеров, тестеров и менеджеров проекта) пошагово (итерационно) осуществляет разработку программного обеспечения, что обеспечивает гибкость и простоту для внесения изменений и модификаций в процессе разработки.

Итерационный подход позволяет сторонам эффективнее планировать как технические, так и финансовые аспекты проекта. По мере утверждения Заказчиком плана конкретной итерации все требования, влияющие на бюджет и дату сдачи, откладываются и планируются к сдаче в последующих итерациях.

Каждая последующая итерация добавляет в систему определенное количество функциональных возможностей и специфических деталей. Поэтому Заказчик может более эффективно следить за всеми стадиями разработки программного обеспечения.

Подлежат сдаче на каждой итерации:

  • функционирующая система с определенным набором реализованных возможностей (увеличивающимся от итерации к итерации);
  • детальный план следующей стадии разработки ПО с ясно поставленными целями;
  • все документы и модели с предыдущих фаз, которые были модифицированы на этой итерации.

Фаза передачи и сопровождения

 

Цель фазы — внедрение продукта на предприятии Заказчика, обучение персонала, сопровождение и обновление установленной информационной системы. После того как система установлена на серверах Заказчика, специалисты "Новософт" проводят обучение пользователей системы.

Дополнительно персонал по поддержке системы со стороны Заказчика проходит обучение навыкам администрирования и поддержки системы, умению разбираться в использованных технологиях и средствах разработки. Дальнейшая доработка системы при выпуске ее новых версий учитывает непосредственные запросы пользователей и выполняется на основе постоянного слежения за функционированием системы и ее приложений.

Подлежат сдаче:

  • полнофункциональная система;
  • вся сопутствующая документация: руководства пользователя, руководства по инсталляции, справочники и т.д.