Автоматизированные системы делают бизнес предсказуемым | Интервью Континент Сибирь

27 сентября 2002
Егор ИЗМАЙЛОВ

Количественный и качественный рост успешных российских предприятий постепенно приводит к необходимости автоматизировать бизнес с целью получения дополнительных конкурентных преимуществ. Вслед за этим происходит и переориентация IT-компаний, сфера интересов которых традиционно была связана с западным рынком. Теперь сибирские IT-компании, используя накопленный при работе с крупными иностранными заказчиками опыт, предлагают наладить автоматизированные системы управления отечественным предприятиям. По мнению специалистов, кроме прямой экономической выгоды это обеспечивает прозрачность бизнеса и его предсказуемость.
В процессе своего развития предприятия переживают одни и те же периоды. «С ростом компании постепенно переходят от простых способов коммуникации к более сложным, - говорит Игорь Салмин, заместитель директора по консалтингу компании «Новософт». - В небольших фирмах распоряжения даются устно, но, как известно, слова забываются. В более крупных компаниях распоряжения делаются в бумажном виде, но они могут просто потеряться. Электронная почта тоже не решает проблемы. У руководителя начинает раздуваться почтовый ящик, приходит по 100 писем в день. В результате работа идет, а КПД очень маленький». Как считает господин Салмин, проблемы предприятий может решить нормально выстроенная схема документооборота: все распоряжения и приказы находятся в электронном виде на корпоративном сервере, к которому работники компании могут иметь доступ в зависимости от своих полномочий.

Автоматизированные системы
Установив автоматизированную систему управления, руководитель всегда будет знать реальное положение дел на предприятии
Таким образом, к осознанию необходимости выстраивать IT-систему на предприятии рано или поздно приходит любой руководитель или собственник. Выходов из сложившейся ситуации несколько: например, компания решает разработать свою собственную IT-систему, для чего открывает IT-отдел. По мнению специалистов, в этом случае компания не застрахована от проблем, связанных с несовместимостью собственного программного обеспечения с другими системами. Другой вариант - воспользоваться услугами внешних консультантов.

«Для разработки системы необходимо намного больше ресурсов, чем при переходе на стадию поддержки. Причем ресурсы нужны разного качества: сначала нужны «творцы», потом - «внедренцы», готовые работать стабильно и планомерно», — считает господин Салмин. Внешние консультанты предпочтительнее, поскольку они независимы и могут судить о ситуации объективно.

Проекты по автоматизации способны сделать и небольшие IT-компании. «Но здесь важна устойчивость результатов: при выходе с рынка этой небольшой фирмы (а тем более если систему налаживал один специалист, который может заболеть или уехать в другой город) компания - работодатель оказывается один на один с уникальным продуктом, с которым кроме его разработчика никто не знаком. Обращаясь в крупные компании, вы платите больше, но застрахованы от «риска убытков впоследствии». Эти риски берет на себя компания - консультант», — отмечает Игорь Салмин.
Внедрение информационных систем эффективно с точки зрения инвестиционной привлекательности. Игорь Салмин на собственном опыте знает, что «вкладывая деньги, инвестор заинтересован знать реальное положение дел в фирме. Известны случаи, когда внедрение автоматизированных систем контроля повышало капитализацию предприятия в несколько раз». Причем системы дают возможность знать не только финансовые результаты деятельности компании. Более показательными являются данные о количестве клиентов, занятости работников.

Как рассказал руководитель отдела корпоративных систем «Новософта» Игорь Кудряшев, «эффективность внедрения IT-технологий уже поняло достаточно большое количество компаний - как сибирских, так и федерального уровня. Например, нашими услугами воспользовались «Гейдельбергер СНГ», «Инмарко», «Норильский никель», «Чистая вода» и другие». В «Новософте» есть предложения для компаний самых разных сфер деятельности - от финансовых и топливно-энергетических до пищевиков.

По словам господина Кудряшева, на крупных предприятиях, где информационная система стоит $300-400 тысяч, затраты на автоматизацию бизнеса окупаются за два года: «Кроме того, система приносит косвенную экономию, которую посчитать очень сложно. Скажем, улучшается качество работы».

В рамках презентации услуги IT-аудита предприятий «Новософт» предлагает воспользоваться возможностью бесплатно оценить эффективность и качество используемых IT-решений. «Мы готовы выделить специалистов, которые в интересах руководителя помогут оценить работу IT-службы компании. При этом выводы специалистов полностью конфиденциальны и пользоваться ими руководитель или собственник может по своему усмотрению. Совершенно необязательно, что в результате компания станет именно нашим клиентом», — рассказал «КС» Игорь Салмин.

Диверсификация деятельности - важная составляющая маркетинговой стратегии группы компаний «Новософт», успешно работающей на международном рынке. Сейчас очень перспективным считается российский рынок. «Для «Новософта» внедрение автоматизированных систем в России не является уникальным, — заявил «КС» директор компании, — Отличия в работе состоят том, что в отношении российских заказчиков в силу отсутствия больших расстояний и разницы временных поясов мы ведем персональную работу с клиентами, у нас больше личных продаж».